Ко дню памяти Новомучеников и исповедников

Некоторые версии обстоятельств убийства сщмч. Василия (Богоявленского), архиепископа Черниговского

Е.А. Логунова

 «Страшно есть слышимое о мучениих святаго архипастыря Пермскаго Андроника,иже не бояся мук, повеле клятву изрещи на безбожную власть. Святитель же Черниговский Василий со иными посланными от Всероссийскаго Собора уведети о убиении Андрониковом, тогда с ними пострада, вкупе же вси Господу предстоят»[1]

 Архиепископ Василий (Богоявленский) – последний черниговский архипастырь периода Российской империи. Он был талантливым организатором и в течение 6 лет (1911-1917 гг.) пребывания на кафедре  много сделал для епархии [2]. Однако после Февральской революции 1917 г., на волне увлечения выборным началом, захватившим общество и не обошедшем стороной Церковь, было инициировано его удаление с кафедры в числе первых неугодных новому строю архиереев. В июле 1918 г. он избран членом Всероссийского Помест­ного Собора и принял участие в его работе [3]. Летом 1918 г. большевиками был арестован и убит Пермский архиепископ Андроник (Никольский) [4]. Постановлением патриарха и Синода от 17 августа в Пермь для расследования этого преступления отправилась соборная комиссия в составе архиепископа Василия (Богоявленского) и миссионера Московской епархии А.Д. Зверева [5]. В Перми к ним присоединился ректор Пермской духовной семинарии архимандрит Матфей (Померанцев) [6].

Следствие было произведено, но комиссия на Собор не вернулась. Члены Соборного Совета безрезультатно пытались узнать о судьбе делегации [7]. По Перми ходили разные слухи об убийстве членов соборной комиссии большевиками. Одни сообщали, что они были расстреляны, другие – что зарублены шашками, третьи свидетельствовали о том, что их сбросили в реку или увезли в лодке еще живыми.

Расследование этого преступления могло быть произведено лишь после освобождения города. В конце декабря 1918 г. Пермь была занята белым корпусом генерала А.Н. Пепеляева и на полгода в городе установилась власть Омского Правительства адмирала Колчака. В январе 1919 г. в газете «Свободная Пермь» и в Пермских епархиальных ведомостях появились первые публикации о гибели комиссии, которые сообщали, что

«советская власть дала комиссии возможность произвести следствие и выехать из города, но доехала она только до железнодорожного моста, а потом за мостом поезд был остановлен, члены комиссии были выведены из вагона и убиты. По одним сведениям, их пристрелили, а по другим – зарубили. Тела мучеников тут же были закопаны. Вскоре из Москвы пришло сообщение, что комиссия на Собор не вернулась. Насколько известно, члены комиссии везли с собой порядочное количество денег от местной епархии на нужды Собора»[8].

В Пермском окружном суде было начато следствие об убийстве архиеп. Василия и его спутников[9], материалы которого частично опубликованы исследователем С.С. Балмасовым в сборнике документов о большевистском терроре во время Гражданской войны на востоке России[10]. Эти документы отражают картину городских слухов:

Архиепископ Андроник (Никольский)

Архиепископ Андроник (Никольский)

«Господину министру юстиции [от] прокурора Казанской судебной палаты от 14 марта 1919г.

Рапорт.

Представляя при сем списке духовенства Пермской епархии, погибшего от рук большевиков [11], и копию документа, исходившего от «чрезвычайной следственной комиссии», имею честь донести Вам, господин министр, на основании представленных мне прокурором Пермского окружного суда сведений, что в настоящее время, в ряду других, производится следствие об убийстве архиепископа Черниговского и Нежинского Василия, который, по поручению Священного Собора, прибыл в Пермь из Москвы после ареста архиепископа Андроника для выяснения его участи.

По имеющимся, но еще не непроверенным, сведениям, советские власти допустили архиепископа Василия собрать нужный материал и выехать затем из Перми, но за Камским мостом остановили поезд и вывели как архиепископа Василия, так и всех его спутников, из вагона и изрубили их шашками.

Об участи архиепископа Андроника точных сведений еще не имеется; есть лишь указания, что он был закопан в землю живьем, по-видимому, в Мотовилихинском заводе.

Епископ Феофан (Ильменский)

Епископ Феофан (Ильменский)

В отношении епископа Феофана [12] имеются определенные сведения, что он, после истязания, был утоплен в проруби реки Камы, по видимости, обычно практиковавшимся большевиками способом – путем многократного погружения в воду.

Необходимо отметить, что духовенство вообще подвергалось всевозможным истязаниям и принимало мученическую кончину; многие из священников были в руках «чрезвычайной следственной комиссии», где практиковались пытки» [13].

Протопресвитер М. Польский в своем сборнике о новомучениках помещает свидетельство того, что членов комиссии расстреляли[14], и сообщает о дальнейшей участи их тел следующее: «Тела их выбросили из поезда. Тело архиепископа Василия и убитых вместе с ними похоронили крестьяне и к могиле мучеников начались паломничества. Тогда большевики выкопали тела мучеников и предали сожжению»[15].

Следствие было произведено заместителем прокурора Алешинским и судебным следователем окружного суда по важнейшим делам Короновским.  По результатам следствия прокурором г. Перми 10 мая 1919 г. была представлена записка в I-й департамент Министерства юстиции по уголовному отделению. Приводим фрагмент этого документа, касающийся убийства членов соборной комиссии:

«III. 18 января 1919 г. в № 16 газеты «Свободная Пермь» была напечатана заметка о печальной участи соборной комиссии, командированной Священным Собором для расследования ареста архиепископа Андроника и последующих церковных событий, состоявшей из архиепископа Черниговского Василия, ректора Пермской духовной семинарии архимандрита Матфея и члена Собора, крестьянина Московской губернии, Алексея Даниловича Зверева. В заметке сообщалось, что Советская власть дала комиссии возможность произвести следствие и выехать до Пермского железнодорожного моста, но потом, за мостом, поезд был остановлен, члены комиссии были выведены оттуда и убиты. При производстве предварительного следствия удалось установить следующее: 26 августа 1918 г.[16] члены соборной следственной комиссии в указанном выше составе по окончании следствия отбыли на вокзал Пермь 2-я для возвращения в г. Москву. Членам следственной комиссии было обещано в поезде купе 2-го класса. Однако когда они явились на вокзал, то были помещены в вагон 3-го класса, уже наполненного вооруженными красноармейцами, причем провожавшая своего брата, архимандрита Матфея, сестра его Варвара Крашенинникова, обратила внимание на то, что у солдат не было с собой никаких вещей.

После отъезда брата Варвара Крашенинникова узнала, что 12 сентября из Москвы от преосвященного Анастасия была получена телеграмма с просьбой ускорить возвращение следственной комиссии. По истечении месяца со дня отъезда следственной комиссии вновь были получены сведения о том, что следственная комиссия в Москву не возвращалась.  Вместе с тем распространились слухи об убийстве близ Камского моста членов соборной комиссии, причем об убийстве передавал какой-то солдат, участник этого убийства, который по ночам не может спать и видит постоянно картину убийства. В дальнейшем было выяснено, что красноармеец-доброволец, служивший при чрезвычайном комитете, Конин, накануне Успения пришел домой расстроенный и сообщил хозяину дома, Климашеву, что был на расстреле трех «водолазов». Водолазами красноармейцы называли духовенство, представителей которого обычно замучивали путем многократного погружения в прорубь. Конин рассказал, что те «попы», которые на станции Пермь 2-я были посажены в штабной вагон 3-го класса, были убиты; когда поезд, пройдя мост, подошел к семафору первого разъезда № 37, то был остановлен, причем «попам» и сопровождавшему их одному мирянину велели выйти из вагона, но едва они вышли, как были расстреляны. Красноармейцы, покончив с «водолазами», поделили между собой находившееся у них имущество и, закусив найденными в вещах одного из них пирожками с вареньем, зарыли убитых у семафора в землю. Узнав об этом рассказе, Крашенинникова не сомневалась больше, что в означенном месте и в означенное время был убит ее брат архимандрит Матфей, т.к. рассказ Конина совершенно совпадал с обстоятельствами, при которых совершился отъезд соборной комиссии, причем рассказ являлся тем более достоверным, что она, Крашенинникова, на дорогу дала брату пирожков с малиной.

Рассказ свой о расстреле «водолазов» Конин повторил в присутствии диакона Симонова, причем дополнил, что после произведенных в них выстрелов «духовные» стали сильно стонать и были приколоты штыками. С имуществом убитых они поступили таким образом: принимавший участие в убийстве комиссар взял себе деньги и какую-то большую книгу, а красноармейцы разделили между собой снятые с убитых сапоги, а также их вещи – сухари, сахар и пирожки с вареньем.

В виду особой важности дела и крайнего обременения судебного следователя по важнейшим делам Короновского, на производстве которого имеются между прочим два следственных дела об убийствах членами чрезвычайной комиссии в Перми и Мотовилихе, по которым произведено уже масса вскрытий трупов, по предложению моему, на основании примеч. 2 ст. 80 Учр. Суд. Уст., дальнейшее производство следствия об убийстве архиепископов Андроника и Василия и епископа Феофана возложено Пермским окружным судом  с 15 апреля 1919 г. на члена окружного суда П.А. Пьянкова. <…>.

Прокурор П. Шамарин. Секретарь Мальцев» [17].

Зверев Алексей Данилович

Зверев Алексей Данилович

Архим. Матфей (Померанцев)

Архим. Матфей (Померанцев)

Рисунки сделаны во время заседаний Собора 1917/1918 гг. Под портретом – автограф изображенного лица

Также С.С. Балмасов приводит фрагмент допроса двух женщин, показания которых отличаются от вышеизложенных и свидетельствуют о том, что «архиерея с 2 его товарищами красноармейцы насильно посадили в моторную лодку и увезли ниже Камского моста, где сидящих в лодке священников били камнями и, после их убийства, выкинули трупы в Каму». Однако исследователь замечает, что свидетельницы, вероятно, сильно преувеличили увиденное, т.к. по опросу железнодорожной охраны, в лодку сажали не живых священников, а складывали туда их трупы [18].

Можно предположить, что тела мучеников, сначала закопанные на месте убийства, вскоре были извлечены из могилы и отправлены подальше от Перми, чтобы скрыть следы преступления. Картину мученической кончины и захоронения тел архиепископа Василия, архимандрита Матфея и Алексея Зверева еще предстоит восстановить.

Новомученики архиепископы Василий (Богоявленский) и Андроник (Никольский), епископ Феофан (Ильменский), архимандрит Матфей (Померанцев) и Алексий Зверев в числе сонма мучеников и исповедников были прославлены Церковью на Архиерейском юбилейном Соборе в 2000 г.

Пермь. Железнодорожный мост через Каму. Фотография С.М. Прокудина-Горского. 1910 г.

Пермь. Железнодорожный мост через Каму.
Фотография С.М. Прокудина-Горского. 1910 г.

[1] 4 песнь канона на утрене службы святым царю мученику Николаю и всем новомученикам и исповедникам Российским. Вильмуассон (Франция), 1992 // URL:  http://osanna.russportal.ru/index.php?id=liturg_book.menaion_sept_aug.july_m0403. [13.01.14].

[2] О нем см.: Священномученик Василий (Богоявленский), архиепископ Черниговский и Нежинский. Материалы к жизнеописанию / Сост. и авт. вступ. ст. Е.А. Логунова, А.Ф. Тарасенко. М., 2014.

[3]Священный Собор Российской Православной Церкви 1917–1918 гг. Обзор деяний. Третья сессия. М., 2000. С. 55.

[4] Сщмч. Андроник, архиеп. Пермский и Кунгурский, 20 июня 1918 г. большевиками был живым закопан в землю, затем расстрелян сквозь слой земли. О нем см.: Королев В.А. Простираясь вперед. Жизнеописание архиепископа Пермского Андроника в документах. Пермь, М., 2013.

[5] Священный Собор Российской Православной Церкви 1917–1918 гг. Обзор деяний. Третья сессия. М., 2000. С. 193.

[6] Член Поместного Собора по избранию от монашествующих Пермской епархии. Выпускник КДА, постриженик Киево-Печерской Лавры. Возглавлял соборную комиссию, посланную в Киев для расследования обстоятельств убийства митрополита Владимира (Богоявленского). О результатах докладывал на Соборе 16 августа 1918 г.

[7] См.: «Приспело время подвига…» Документы Священного Собора Православной Российской Церкви 1917–1918 гг. о начале гонений на Церковь / Сост., автор статьи Н. А. Кривошеева. М., 2012. С. 71.

[8] Свободная Пермь. 1919. № 16. С. 3. Прив. по: Королев В.А. Простираясь вперед. С. 637.

[9] Документы, изложенные ниже, хранятся в Государственном Архиве Российской Федерации. Ф. р-4369 (Министерство юстиции. Временное сибирское правительство). Оп. 5. Д. 847.

[10] Балмасов С.С. Красный террор на востоке России в 1918–1922 гг. М., 2006.

[11] К рапорту приложен список убитых чекистами 56 духовных лиц.

[12] Сщмч. Феофан (Ильменский), епископ Соликамский, викарий Пермской епархии. После смерти архиеп. Андроника принял в управление Пермскую епархию. Утоплен большевиками в Каме 23 декабря 1918 г. накануне занятия города белыми войсками.

[13] ГАРФ. Ф. р-4369. Оп. 5. Д. 847. Л. 1–2. См.: Балмасов С.С. Красный террор. С. 136–137.

[14] Новые мученики Российские. Первое собрание материалов / Сост. Польский М., протопр. Ч. 1. Джорданвилль, 1949. С. 178.

[15] Новые мученики Российские. С. 70.

[16] В документе неправильно указан 1917 г.

[17] ГАРФ. Ф. р-4369. Оп. 5. Д. 847. Л. 9 об.–10. См.: Балмасов С.С. Красный террор. С. 144–145.

[18] ГАРФ. Ф. р-9440. Оп. 1. Д. 2. Л. 128–129, 136. См.: Балмасов С.С. Красный террор. С. 147.